Становление и развитие изобразительной деятельности в раннем и дошкольном детстве.

В целях создания обобщенного представления о том, как РАЗВИВАЕТСЯ РЕБЕНОК в изобразительной деятельности, и каким образом РАЗВИВАЕТСЯ сама художественно-продуктивная деятельность были проведены исследования. После чего был создан своеобразный возрастной «портрет» РЕБЕНКА в изобразительной деятельности.

Особенности психофизического развития. Пространственно-объемные и временныевосприятия. Период первого детства делится на два возраста: ранний (от рождения до 2,5-3 лет), и дошкольный (до 6-7 лет).

Самые ранние детские рисунки, относящиеся к возрасту от 1,5 до 3 лет, обычно представляют собой каракули. Эти первые рисунки можно разделить на 20 основных категорий, которые типичны для ДЕТЕЙ из самых разных стран и культур. Простые формы ранних детских рисунков включают основные геометрические фигуры (круги, овалы, квадраты, треугольники), линии (прямые и кривые) и различные сочетания фигур и линий между собой.

Чрезвычайно важно то, что к трем годам ДЕТИ начинают находить в своих каракулях определенный смысл и начинают рассматривать их как изображения других вещей. По мнению многих исследователей, в период до трех лет зарождаются и РАЗВИВАЮТСЯ все последующие творческие возможности человека.

Постепенно в рисункахобразы внешнего мира начинают приобретать все большую четкость, РЕБЕНОК выделяет себя, как целое, из общего  мира внутреннего и мира внешнего.

Пространство, как  постепенное расширение возможностей движения РЕБЕНКА из себя, начинает расти. Одновременно с этим передвижение по пространству помогает овладевать им, как вместилищем вещей. Здесь осознание его, как пространства, отступает на задний план. Оно – пассивно и без вещей не мыслится. Вещи воспринимаются в этом пассивном пространстве долго в своей изолированности и множественности, вне связи и отношений между ними. Причем первичными являются восприятия массы предмета. Позднее осознается форма вещей.

В восприятиях цвета РЕБЕНОК проходит похожий  путь. Знание основных цветов (красного, синего, желтого) появляется раньше всего. Спектром овладевает РЕБЕНОК  примерно к трем-четырем годам. Цвет сначала воспринимается двухмерно, как цветовая масса, потом начинает осознаваться форма, как граница массы. Никаких изменений в цвете, происшедших благодаря освещению, влиянию воздушной среды, РЕБЕНОК не воспринимает. Цвет воспринимается безразлично от расстояния – таким, каким его видит РЕБЕНОК.

Развитие временных представлений аналогично пространственным, но происходит более медленно. В их основе лежит ритм и его переживание. Только постепенно и медленно временное и пространственное единство вещи РЕБЕНОК объединяет в целостный образ. С этого момента он начинает понимать изменения вещей, еще позднее – отношения между ними.

Познание формы вещей происходит в таком порядке. Легче всего воспринимаются и познаются в своих объемных и цветовых свойствах вещи простой формы. Это простые и правильные формы, окрашенные каждый в один цвет. Так, легко РЕБЕНКОМ воспринимаются шар, куб, трехгранная пирамида, ограниченная равносторонними треугольниками. Позднее происходит освоение тел с кривыми поверхностями.

Восприятие объемов в движении первоначально крайне затруднено, и необходимо значительное время для его укрепления, а также довольно длинный путь умственного РАЗВИТИЯ чтобы РЕБЕНОК мог узнать в движении ту или иную объемную форму.

С четвертого года у РЕБЕНКА обозначается сложный и важный период последующего РАЗВИТИЯ пространственных представлений. В этом процессе первостепенную роль играют зрительные восприятия вместе с ростом пространственного воображения и способности к отвлеченному мышлению.

Творческое развитие и художественная форма: пространственно-объемное творчество. Архитектура есть материальный результат организации трехмерного, активного, живого пространства, как такового. Строительные материалы, которыми пользуются ДЕТИ, крайне разнообразны. Здесь ДЕТИ предпочитают разнокачественность материалов и разнообразие форм строительных элементов, любят применение материалов и форм цветных. РЕБЕНОК стремится к разным по массе и цвету материалов.

Объемно-пластическое творчество: детская лепка и скульптура. Первичная  потребность РЕБЕНКА в организации его творческих образов проявляется в изготовлении им объемных вещей. Наблюдая работу ДЕТЕЙ над глиной или пластилином, можно заметить такую последовательность — из общей мягкой массы  глины или пластилина ДЕТИ сначала  отделяют небольшие куски. От взятого в руку куска глины РЕБЕНОК начинает отделять очень маленькие кусочки  и лепить. Сначала они бесформенны, но очень быстро эти кусочки при помощи вращения их между ладонями или ладонью и поверхностью стола начинают принимать форму, близкую к шарообразной. Со временем из формования глиняных шариков или лепешек РЕБЕНОК  делает  знакомый  предмет.

Дальнейшее усложнение форм из глины или пластилина обусловлено  стремлением к  точности в осуществлении замысла,  в изображении живых существ – прежде всего органов движения.

Творчество на плоскости: детский рисунок и живопись.

ДЕТСКИЙ рисунок — сначала мы замечаем интерес к цвету и чередование одной цветовой массы с другой. Цветовые чередования, пересекаясь в разных направлениях, дают иногда нечто, подобное линейному орнаменту, но главное в этом орнаменте пока не линия, а цвет.

Дальше появляется потребность ограничения цветовой массы контурами. Этот контур сначала не совпадает с цветовой массой, появляясь после нее. Дается он и раньше цвета, но цвет и в таком соотношении нередко не совпадает с ним. Движение руки РЕБЕНКА доводит краску до контура или перескакивает через него. Первое время несоответствие не беспокоит РЕБЕНКА,он замечает и пытается ограничивать цветовое пятно контуром и заполняя контур цветом, найти точное соотношение между обеими формами.

Так возникает понимание контура, как точной границы цветовой массы.

Ранний период детского изобразительного творчества можно рассматривать как время творческих открытий и упражнений с использованием символов.  Генезис изобразительной деятельности ребенка-дошкольника обуславливается параллельно процессами общего развития самого ребенка и уровнем развития культуры и педагогики искусства.