РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В НОРМЕ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В НОРМЕ.
РЕЧЬ не является врожденной способностью, а РАЗВИВАЕТСЯ в процессе индивидуального РАЗВИТИЯ от момента рождения до конца жизни. РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ параллельно с физическим и умственным РАЗВИТИЕМ РЕБЕНКА и служит показателем его общего РАЗВИТИЯ.
Для понимания патологии РЕЧИ, необходимо четко представлять весь путь последовательного РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ в норме, знать закономерности процесса, представлять каждый этап РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, чтобы заметить отклонения в этом процессе.
Причинами речевых нарушений могут быть:
- Различный внутриутробные патологии (токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др,). Наиболее грубые дефекты РЕЧИ возникают при нарушении РАЗВИТИЯ плода в период от 4 недель до 4 месяцев.
- Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
- Различные заболевания в первые годы жизни РЕБЕНКА.
- Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
- Наследственные факторы. В этих случаях нарушения РЕЧИ могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально-волевой сферы и дефициту в РАЗВИТИИ РЕЧИ.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении РЕБЕНКА в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживаются у РЕБЕНКА ясельного и дошкольного возраста, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышают вероятность полноценного ОБУЧЕНИЯ в ШКОЛЕ.
1 год 3 месяца—-1год 8 месяцев
- Слова «бах», «гая»-горячий, «ва»- вода, мама и т. д. —29 слов.
- Предложения «ма да»- мама дай, «во бика», папа туту».
- Ударные гласные- А, О, У, И. Согласные- П, Б, К, С, Д, Т, ЛЬ
- Часто воспроизводят 1 слог в слове (ударный) или 2 одинаковых «га-га», «ту-ту».
- Рассматривает детские книги, просит «тита»- читать, вслушивается в интонацию.
- Появляются первые стечения согласных (куква, пва-пва-гулять).
- Формирование фонематического слуха.
- В активном запасе лепетные слова, но РЕБЕНОК различает и показывает предметы, названия которых отличаются одним звуком.
1 год 8 месяцев— 1 год 10 месяцев
- Неспрягаемые формы во 2 –м лице ед. числа повелительного наклонения: «писи», «ниси», «ди», «дай».
- Объединяет в одном предложении 2 слова «вот таи»- вот шары; «дай гиби». Всего 87-100 слов.
- Существительные несклоняемые в активном словаре.
- Звуки- Х, П, Й. Часто опускается первый или последний согласный.
- Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных опускается один из слогов: «мако» — молоко;
- Стечения согласных появляется в середине некоторых слов «льк, ськ, пк».
- ДЕТИ оречевляют выполняемые действия с игрушками: «та-та пи, бай-бай».
1 год 10 месяцев— 2 года 1 месяц
- Рост предложения до 3-4 слов.
- Появляются согласования существительных с глаголом.
- Появляется словоизменение.
- Появляются существительные в В.п. с окончанием-У (вижу); И. п. мн. числа- с –ок,-ы, -и; иногда П.п.; уменьшительно- ласкательные суффиксы.
- Формируется простое предложение « Таты нет куки», « Ми дем гуять».
- Твердые согласные раннего онтогенеза: М, Н, Б, П, В, Ф, Т, Д, К, Г, Х.
- 18 глаголов. Настоящее и прошедшее время в 3–м лице ед. числа ( окончания –ет, — ит).
- Часто опускаются приставки.
- Прилагательные появляются с 2 лет, без согласования с существительным, чаще в И. п. ед. числа; мужского и женского рода.
- В трехсложных словах все еще опускается слог «кусу»- укушу.
- Может говорить и 4-х сложные слова.
- Стечения согласных заменяются одним звуком.
2 года 1месяц— 2 года 3 месяца
- Рост простого предложения (5- 8 слов).
- Без союзов и предлогов «Иди папе»; «Лежит коробке».
- Употребление одних окончаний на месте других (лоском- ложкой, вилком-вилкой).
- Усваивается Д.п. ; Т. п. окончания сущ. в ед. ч. ( -у, -е, -а), во мн.ч. (-ы).
- Разграничивают настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род.
- 23 прилагательных. Употребляют прил. с сущ.— «Масина босяя».
- Появляются предлоги: В, НА, У, С; союзы: И, ТО, А, ПОТОМУ ЧТО, ТОГДА, КОГДА.
- Слоговая структура- чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки «ципилась»- зацепилась, «линулись»- оглянулись.
2года 3 месяца— 3 года
- Строят предложения из 8-ми и более слов, употребляют слова в нескольких грамматических формах.
- Изменяют слова по падежам, числам, лицам, временам.
- Усвоены падежные окончания сущ. мн. ч. (-ов, -ами,-ах).
- Ребенок понимает обобщающее значение предметов и действий.
- Классификации.
- Звуки – Ч, Ш, Ж, Щ, Ц.
- Усваиваются все формы глаголов.
- Большинство приставок, на месте одних приставок иногда употребляются другие «искрасил»- выкрасил.
- Отмечается смешение рода у местоимений «майя папа».
- Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что.
3—4 года
- Нарушены согласования в среднем роде.
- Усваивают сравнительные степени прилагательных (красивее, сильнее).
- Иногда сохраняется неподвижное ударение.
- При словоизменении сохраняется основа «пени»-пни, «лефы»- львы.
- Собственные словоформы, словотворчество («еженята»- ежата, «водопадит»- течет вода).
- Смягчения звуков, замены (свистящие-шипящие).
- Могут отсутствовать соноры.
- Предлоги- ДО, ВМЕСТО, ПОСЛЕ; Союзы- ЧТО, КУДА, СКОЛЬКО, СТОЛЬКО.
- После 3-х лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов.
- Часто наблюдаются чередования в основах «ачисту»- почищу.
- Используют приставки «измокрил»- намочил.
- Звуковая сторона речи усвоена. Работа над дифференциацией звуков.
4—7 лет
Согласовывает существительные с числительными (На картинках много лошадей, собак, медведей. Из-под шкафа вылезли три котенка.)
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.
Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех падежах.
После 5 лет самостоятельное образование глаголов от других частей речи.
ДЕТИ пользуются распространенными предложениями.
Свободно составляют рассказы по картине, серии картин, по представлению, по памяти, на заданную тему.
В 4,5 года дети пользуются свистящими, шипящими, сонорными звуками. Звуки Л-Р –дифференциация.
К 7 годам подбор антонимов и синонимов к слову, усвоение многозначности слов, самостоятельное образование сложных слов, подбор родственных слов.