РАЗВИТИЕ РЕЧИ  ДЕТЕЙ В НОРМЕ.

            РЕЧЬ не является врожденной способностью, а РАЗВИВАЕТСЯ в процессе индивидуального РАЗВИТИЯ от момента рождения до конца жизни.  РЕЧЬ  РАЗВИВАЕТСЯ  параллельно с физическим и умственным РАЗВИТИЕМ РЕБЕНКА и служит показателем его общего РАЗВИТИЯ.

Для понимания патологии РЕЧИ, необходимо четко представлять весь путь последовательного РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  в норме, знать закономерности процесса, представлять каждый этап РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ,  чтобы заметить отклонения в этом процессе.

Причинами речевых нарушений могут быть:

  • Различный внутриутробные патологии (токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др,). Наиболее грубые дефекты РЕЧИ возникают при нарушении РАЗВИТИЯ плода в период от 4 недель до 4 месяцев.
  • Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
  • Различные заболевания в первые годы жизни РЕБЕНКА.
  • Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
  • Наследственные факторы. В этих случаях нарушения РЕЧИ могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально-волевой сферы и дефициту в РАЗВИТИИ РЕЧИ.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении РЕБЕНКА в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживаются у РЕБЕНКА ясельного и дошкольного возраста, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышают вероятность полноценного ОБУЧЕНИЯ в ШКОЛЕ.

1 год 3 месяца—-1год 8 месяцев

  • Слова «бах», «гая»-горячий, «ва»- вода, мама и т. д. —29 слов.
  • Предложения «ма   да»- мама дай, «во бика», папа туту».
  • Ударные гласные- А, О, У, И. Согласные- П, Б, К, С, Д, Т, ЛЬ
  • Часто воспроизводят 1 слог в слове (ударный) или 2 одинаковых «га-га», «ту-ту».
  • Рассматривает детские книги, просит «тита»- читать, вслушивается в интонацию.
  • Появляются  первые  стечения согласных (куква, пва-пва-гулять).
  • Формирование фонематического слуха.
  • В активном запасе лепетные слова, но РЕБЕНОК  различает и показывает предметы, названия которых отличаются одним звуком.

1 год 8 месяцев— 1 год 10 месяцев

  • Неспрягаемые формы во 2 –м лице ед. числа повелительного наклонения: «писи», «ниси», «ди», «дай».
  • Объединяет в одном предложении 2 слова «вот таи»- вот шары; «дай гиби». Всего 87-100 слов.
  • Существительные несклоняемые в активном словаре.
  • Звуки- Х, П, Й. Часто опускается первый или последний согласный.
  • Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных опускается один из слогов: «мако» — молоко;
  • Стечения согласных появляется в середине некоторых слов «льк, ськ, пк».
  • ДЕТИ оречевляют выполняемые действия с игрушками: «та-та пи, бай-бай».

1 год 10 месяцев— 2 года 1 месяц

  • Рост предложения до 3-4 слов.
  • Появляются согласования существительных с глаголом.
  • Появляется словоизменение.
  • Появляются существительные в В.п. с окончанием-У (вижу); И. п.  мн. числа- с –ок,-ы, -и; иногда П.п.;  уменьшительно- ласкательные суффиксы.
  • Формируется простое предложение « Таты нет куки», « Ми дем гуять».
  • Твердые согласные раннего онтогенеза: М, Н, Б, П, В, Ф, Т, Д, К, Г, Х.
  • 18 глаголов. Настоящее и прошедшее время в 3–м лице ед. числа ( окончания –ет, — ит).
  • Часто опускаются приставки.
  • Прилагательные появляются с  2 лет, без согласования с существительным, чаще в И. п. ед. числа; мужского и женского рода.
  • В трехсложных словах все еще опускается слог «кусу»- укушу.
  • Может говорить и 4-х сложные слова.
  • Стечения согласных заменяются одним звуком.

2 года 1месяц— 2 года 3 месяца

  • Рост простого предложения (5- 8 слов).
  • Без союзов и предлогов  «Иди папе»; «Лежит коробке».
  • Употребление одних окончаний на месте других (лоском- ложкой, вилком-вилкой).
  • Усваивается  Д.п. ; Т. п. окончания сущ. в ед. ч. ( -у, -е, -а), во мн.ч. (-ы).
  • Разграничивают настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род.
  • 23 прилагательных. Употребляют прил. с сущ.— «Масина босяя».
  • Появляются предлоги: В, НА, У, С; союзы: И, ТО, А, ПОТОМУ ЧТО, ТОГДА, КОГДА.
  • Слоговая структура- чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки «ципилась»- зацепилась, «линулись»- оглянулись.

2года 3 месяца— 3 года

  • Строят предложения из 8-ми и более слов, употребляют слова в нескольких грамматических формах.
  • Изменяют слова по падежам, числам, лицам, временам.
  • Усвоены падежные окончания сущ. мн. ч. (-ов, -ами,-ах).
  • Ребенок понимает обобщающее значение предметов и действий.
  • Классификации.
  • Звуки – Ч, Ш, Ж, Щ, Ц.
  • Усваиваются все формы глаголов.
  • Большинство приставок, на месте одних приставок иногда употребляются другие «искрасил»- выкрасил.
  • Отмечается смешение рода у местоимений «майя папа».
  • Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что.

3—4 года

  • Нарушены согласования в среднем роде.
  • Усваивают сравнительные степени прилагательных (красивее, сильнее).
  • Иногда сохраняется неподвижное ударение.
  • При словоизменении сохраняется основа «пени»-пни, «лефы»- львы.
  • Собственные словоформы, словотворчество («еженята»- ежата, «водопадит»- течет вода).
  • Смягчения звуков, замены (свистящие-шипящие).
  • Могут отсутствовать соноры.
  • Предлоги- ДО, ВМЕСТО, ПОСЛЕ; Союзы- ЧТО, КУДА, СКОЛЬКО, СТОЛЬКО.
  • После 3-х лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов.
  • Часто наблюдаются чередования в основах «ачисту»- почищу.
  • Используют приставки «измокрил»- намочил.
  • Звуковая сторона речи усвоена. Работа над дифференциацией звуков.

47 лет

Согласовывает существительные с числительными (На картинках много лошадей, собак, медведей.  Из-под  шкафа вылезли три котенка.)

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.

Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех падежах.

После 5 лет самостоятельное образование глаголов от других частей речи.

ДЕТИ пользуются распространенными предложениями.

Свободно составляют рассказы по картине, серии картин, по представлению, по памяти, на заданную тему.

В 4,5 года дети пользуются свистящими, шипящими, сонорными звуками. Звуки Л-Р –дифференциация.

К 7 годам подбор антонимов и синонимов к слову, усвоение многозначности слов, самостоятельное образование сложных слов, подбор родственных слов.