Что читать детям
Знакомим детей с художественными произведениями.
Важно помнить, что чтение художественной литературы РЕБЕНКУ тесно связано с таким направлением РАЗВИТИЯ как «Познание». ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВААНИЕ в соответствии с новыми ТРЕБОВАНИЯМИ ФГТ ( Федеральные государственные требования), основывается на комплексно — тематическом принципе построения процесса ОБУЧЕНИЯ. В связи с этим, родителям рекомендуем подбирать художественные произведения для ДЕТЕЙ в соответствии с тематикой ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ работы в конкретный период времени. Это усиливает познавательный процесс и восприятие ДЕТЬМИ не только по содержанию произведения, но и по смыслу. По сюжетам прочитанных книг ДЕТИ отражают в рисовании, лепке, аппликации, организуют сюжетно — ролевые ИГРЫ. По прочитанному произведению организуйте с РЕБЕНКОМ театр. Он может быть любой формы:пальчиковый, теневой, настольный. Атрибуты к театру можно сделать совместно с РЕБЕНКОМ.
Предлагаем Вам перечень детской художественной литературы от 1 года до 7 лет в соответствии с особенностями РАЗВИТИЯ.
РЕБЕНКУ один год. Обратите вниманиена умение РЕБЕНКА вслушиваться в мелодию, ритм родной речи при общении, содержащее художественное слово (потешки, песенки, стихи, поговорки). Активизируйте у РЕБЕНКА реакцию гуления, лепета, мимики в ответ на эмоциональное применение Вами художественного слова. Содействуйте пониманию общего смысла стихов, потешек, отдельных слов, включенных в контекст совместной деятельности («Водичка, водичка, умой мое личико»).
Рекомендуемые произведения: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Петушок-петушок», «Потягунюшки-порастунюшки», «Полетали гуси», «Ладушки-ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Лиса по лесу ходила», «А баю-баю-баю», «Топ-топ, топ-топ, скоро Сашеньке годок», «Курочка-рябушечка», «Как у наших у ворот» и т.д. Когда РЕБЕНОК гулит, агукает: «Ах, поет, поет соловушка», «Ай не плачь, не плачь, не плачь».
Авторские произведения: З.Александрова. «Топотушки», «Утром», «Потянулась Машенька»; Н.Пикулева. «Все дела да ой, дела», «Мы пошли», «Улыбаться мы умеем»; А.Барто. «Разговор с мамой»; Г.Лагздынь. «Раз шажок, два шажок»; Е.Ильина. «Топ-топ»; С.Баруздин. «Шаг за шагом».
РЕБЕНКУ два года. Прослушивание фольклорных произведений( потешки, песенки, поговорки), небольших сказок. Вызываем интерес РЕБЕНКА к картинам, иллюстрациям знакомых и любимых произведений; учим устанавливать связь между слуховым и зрительным образом.
Рекомендуемые произведения: используем фольклор: «Зайка серый умывается», «Расти, коса, до пояса», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», «Поехали-поехали», «По кочкам, по кочкам», «Ты, мороз, мороз, не показывай свой нос».
Сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок».
Авторские произведения: А.Барто. «Грузовик», «Зайка», «Лошадка», «Бычок», «Мишка»; Г.Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши, попляши»; В.Берестов. «Курица с цыплятами»; К.Чуковский. «Федотка», «Цыпленок; С.Маршак. «Детки в клетке»; Т.Волгина «Загудел паровоз; Л.Герасимова. «Я – шофер»; А.Чельцов. «Поехали»; З.Александрова. «Дождик»; В,Жуковский. «Птичка».
РЕБЕНКУ три года. РАЗВИВАЕМ интерес к совместному со взрослым чтению, слушанию произведений, для формирования в дальнейшем потребности чтения художественной литературы. РАЗВИВАЕМ понимание смысла ситуации, описываемой в литературном произведении, учим выражать свое отношение: словом, эмоциями и действием.
Рекомендуемые литературные произведения:
По мотивам русского фольклора: «Рукавички новые», «Сова-совушка», «Ну-ка, милый пастушок», «Уж я Танюшке пирог испеку», «Ладушки, ладушки, пекла баба оладушки», «Радуга-дуга» и т.д.
Сказки: «Теремок», «Маша и медведь».
Авторские произведения: Э.Мошковская. «Доктор, доктор, как нам быть?»; Г.Новицкая. «Речка льется»; Р.Сеф. «Тот, кто моет руки с мылом», «Я хотя и не большой»; Р.Кудашева «В лесу родилась елочка»; М,Родина. «Снежинки».
Стихотворения: А.Барто. «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Апрель»; В.Бирюков «Жук проснулся»; А.Костецкий. «Босоногий гусенок»; Э.Мошковская. «Уши»; Г.Лагздынь. «Петушок», «Почему один Егорка?», «Грядка», «Стирка»; Е.Благинина. «Вот такая мама», «Мы пускаем пузыри», «Радуга», «Наша Маша»; А.Плещеев. «Осень наступила»; Л.Бродский. «Солнечные зайчики»; А.Яшин. «После дождя» и др.
РЕБЕНКУ четыре года. Знакомить с произведениями разных жанров. Учим слушать чтение и рассказывание взрослого, следить за развитием действия художественного произведения, понимать содержание, видеть яркие поступки героев, с помощью иллюстраций устанавливать порядок событий. РАЗВИВАЕМ способность чувствовать настроение произведения, умение эмоционально откликаться, сопереживать персонажам, выражать свои впечатления в слове, жесте.
Рекомендуемые произведения:
Поэтические произведения: о временах года – А.Толстой. «Осень. Осыпается»; О.Высотская. «Елочка»; Бальмонт. «Осень»; И.Суриков. «Зима»; с именами детей, про игры и игрушки – А.Барто, С.Маршак, С.Михалков, Г.Лагздынь, В.Берестов, Б.Заходер; к режимным моментам – И.Токмакова. «Ай да суп!», «Каша»; Н.Пикулева. «Приглашение к завтраку»; Н.Саконская. «Где мой пальчик»; Е.Благинина. «Научу одеваться и братца»; о животных – В.А.Жуковский. «Птичка»; В.Берестов. «Заячий след»; К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха».
Сказки: «Рукавичка», «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Три медведя», «У солнышка в гостях».
Рассказы: Г.Снегирев. «Медвежонок»; В.Берестов. «Курица с цыплятами»; «Котенок», «Бычок»; Е.Чарушин. «Кто как живет», «Собака», «Кошка»; К.Д.Ушинский. «Васька», «Бишка», «Лиса-Патрикеевна», «Козел», «Коровка», «Конь»; Л.Н.Толстой. «Белка прыгала с ветки на ветку…», «Пишла весна…» и т.д.
РЕБЕНКУ пять лет. РАЗВИВАЕМ выразительность речи, привлекаем к повторению эпитетов, сравнений. Формируем умение пересказывать сказки и рассказы, запоминать и воспроизводить небольшие поэтические произведения, привлекать к элементарному сочинительству по собственному замыслу.
Рекомендуемые произведения:
Поэтические произведения классиков: К.Бальмонта, А.Блока, В.А.Жуковского, А.Майкова, И.Никитина, А.Плещеева, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, И.Сурикова и др.
Произведения современных детских поэтов: А.Барто. «Игра в стадо», «Девочка-ревушка»; Л.Зубкова. «Лаповички»; С.Михалков. «Дядя Степа – милиционер»; Э.Н.Успенский. «Разноцветная семейка» и др.
Русские народные и зарубежные сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Лисичка со скалочкой», «У страха глаза велики», «Жихарка», «Гуси-лебеди»; «Колосок» (укр.), «Два жадных медвежонка» (венг.), «Лесной мишка и проказница мышка» (латыш.).
Авторские сказки: Ш.Перро. «Красная шапочка», «Три поросенка»; В.Сутеев. «Под грибом», «Палочка-выручалочка»; В,Бианки. «Лесной колобок – колючий бок»; К.Чуковский. «Доктор Айболит»;Э.Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» и др.
Проза. Рассказы о природе: В.Зотов. «Дятел», «Заяц-беляк»; Н.Сладков. «Синичий запас», «Белкин мухомор»; Н.Сладков. «Отчаянный заяц» и др. О детях: Н.Носов. «Затейники», «На горке»; М.Зощенко. «Глупая история», «Острое поросячье заболевание; С.Георгиева. «Три снеговика» и пр.
РЕБЕНКУ шесть лет. Расширяем представления об окружающем мире с помощью прочитанных произведений. РАЗВИВАЕМ умение внимательно слушать тексты, вникать в смысл, понимать мотивы поведения героев, задавать вопросы и высказываться о прочитанном.
Рекомендуемые произведения:
Поэтические произведения: И.Бунин. «Листопад», К.Бальмонт. «Осень»; И.Суриков. «Зима»; С.Баруздин. «Кто построил этот дом?»; Б.Заходер. «Кит и кот» и др.
Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и собаки», «Царевна-лягушка», «Заяц-Хваста» и пр.
Сказки разных народов: С.Топелиус. «Сампо-Лопаренок»; Х.Андерсен. «Гадкий утенок»; Дж.Родари. «Собака, которая не умела лаять» и пр.
Авторские сказки: А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»; М.Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В.Одоевский. «Мороз Иванович».
Прозаические произведения: Г.Снегирев. «Как звери и птицы к зиме готовятся», «Верблюжья варежка»; Р.Киплинг. «Как было написано первое письмо»; Дж.Родари. «Чем пахнут ремесла», Н.Носов. «Самая красивая», «Заплатка».
Тексты для длительного чтения: Е.Яниковская. «Я хожу в детский сад»; Н.Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»; Т.Александрова. «Домовенок Кузька», «Катя в игрушечном городе»; А.А.Милн. «Вини-Пух и вс-все-все» и др.
РЕБЕНКУ семь лет. Поддерживаем интерес к книге как источнику информации и эмоциональных переживаний. Помогаем понимать и осмысливать образные выражения и фразеологические обороты, развиваем выразительность речи. РАЗВИВАЕМ воображение в процессе сочинительства.
Рекомендуемые произведения:
Поэтические произведения: А.С.Пушкин. «Зимний вечер», «У Лукоморья дуб зеленый»; М.Ю.Лермонтов. «Спи, младенец, мой прекрасный»; Д.Хармс. «Иван Иваныч Самовар»; С.Я.Маршак. «Вчера и сегодня» и пр.
Русские народные сказки: докучные сказки, «Никита-Кожемяка», «По щучьему велению», «Финист – ясный сокол», «Марья Моревна», «Волшебное кольцо».
Сказки авторские: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; С.Аксаков. «Аленький цветочек »; Х.К.Андерсен. «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик»; Е.Пермяк. «Сказки о стране Терра-Ферро» и др.
Сказки разных народов: эскимосская «Как лисичка бычка обидела», армянская «Сказка о бедняке и его жене», китайские народные сказки «Как счет годам по животным стал вести», «Желтый аист» и пр.
Прозаические произведения: В.Драгунский. «Поют колеса тра-та-та»; Н.Носов. «Живая шляпа», «Фантазеры»; А.Митяев. «Землянка», «Мешок овсянки»; И.Токмакова. «Может нуль не виноват?», «Аля, Кляксич и буква А» и пр.
Тексты для длительного чтения: Э.Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»; С.Черный. «Дневник фокса Микки»; О.Пройслер. «Маленькая Баба-Яга»; А.Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино»; Х.К.Андерсен. «Снежная королева» и др.