Ребенок и его поступки
СПОСОБНОСТЬ РЕБЕНКА РЕШАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ
Мы продолжаем цикл статей: «Узнайте своего РЕБЕНКА». В данном случае рассмотрим основные критерии об умении РЕБЕНКА от 1 года до 7 лет в зависимости от ситуации принимать решения и выполнять действия практического и психологического характера.
Ребенок к 1 году:
- Привлекает внимание взрослого к заинтересовавшему объекту, показывает жестом, что ему нужно, куда его нести, что он хочет.
- Выполняет элементарные действия по просьбе взрослого (подать шапочку, принести игрушку).
Ребенок к 2 годам:
- Может продолжительное время (до 3-5 мин, иногда и дольше) заниматься увлекшей его задачей (выкладывание предметов в коробочку, рассматривание, обнаружение свойств и деятельность с новым предметом, набирание и высыпание песка, сосредоточенное катание туда-сюда машинки).
- Привлекает взрослого для выполнения нужных действий (не просто плачет, обнаруживая проблему, а дает взрослому понять, что именно ему требуется). Если взрослый не понимает сразу, использует разные средства для объяснения, добиваясь понимания и решения своей задачи.
Ребенок к 3 годам:
- Может достаточно долгое время (до 5 минут и дольше) сосредотачиваться на интересующем его занятии.
- Привлекает взрослого для решения задач, которые не может выполнить сам (достать игрушку, надеть курточку); в случае непонимания взрослым, что именно требуется, пытается объяснить это иначе.
- Может в зависимости от ситуации менять свои действия на пути к достижению цели.
Ребенок к 4 годам:
- При возникновении интеллектуальных и личностных проблем стремится их разрешить самостоятельно, сохраняет положительный эмоциональный настрой, при затруднениях обращается за помощью.
- В ситуациях затруднения (адекватных возрасту) способен придумать новое правило или способ действий, изменить исходный замысел и воплотить его в рисунке, игре, постройке.
- Использует разные способы обследования предметов.
- Способен сравнивать предметы по разным признакам (цвет, форма, размер, материал).
Ребенок к 5 годам:
- Использует усвоенные знания и способы для решения несложных задач.
- Соотносит свои действия с заданными требованиями и планируемым результатом, находит и исправляет свои ошибки.
- В свободное время в рамках самостоятельной деятельности обращается к соответствующим возрасту играм интеллектуального характера (настольно-печатным, конструкторам, пазлам, мозаикам).
- Использует простые готовые схематические изображения для решения несложных задач, строит по схеме.
Ребенок к 6 годам:
- Решает интеллектуальные задачи с помощью наглядно-образных средств; способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, ориентироваться по плану.
- Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач; пытается аргументировать свою точку зрения.
- Умеет объяснять простейшие причинно-следственные связи, пытается рассуждать о последствиях при изменении тех или иных условий.
Ребенок к 7 годам:
- Может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач (проблем); в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
- Проявляет интерес, настойчивость и волевые усилия при решении познавательных задач; проявляет интерес к интеллектуальным играм как части досуга.
- Умеет применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием.