«Школа развития»
ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ
Одной из актуальных тем в современном ОБРАЗОВАНИИ является — ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ к ШКОЛЕ. В ЧОУДО ЦРТДиЮ «ЭРУДИТ» функционирует ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ, которая работает по образовательной программе “Школа-2100”. Главной целью этой программы является всестороннее РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. Особое значение имеет развитие воображения и творческих способностей. Основные задачи курса: формирование мотивации учения, развитие образного мышления, формирование приемов умственных действий, развитие вариативного мышления, увеличение объема внимания и памяти.
В программе “Школа-2100” реализованы следующие дидактические принципы:
*Принцип деятельности, обеспечивающий всестороннее РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.
Новый материал вводится на основе принципа деятельности, т.е. не дается ДЕТЯМ в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Весь материал должен войти в жизнь ДЕТЕЙ не как теория, а как “открытие” закономерных связей и отношений окружающего мира. Педагог подводит ДЕТЕЙ к этим “открытиям” организуя и направляя их учебные действия. Форма занятий должна быть подвижной, разнообразной и меняться в зависимости от поставленных задач.
Возрастные особенности ДЕТЕЙ определяют насыщенность учебного материала игровыми заданиями. Однако использование большого количества игр вовсе не означает снижение уровня содержания.
Успешность обучения достигается не за счет облегчения заданий до уровня самых слабых ДЕТЕЙ, а за счет формирования у каждого РЕБЕНКА желания и умения преодолевать трудности. Использование минимакса позволяет всем ДЕТЯМ без перегрузки достигнуть уровня обязательных результатов ОБУЧЕНИЯ не замедляя РАЗВИТИЕ более способных ДЕТЕЙ. Таким образом, решается вопрос уровневой дифференциации ДОШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: каждый РЕБЕНОК продвигается вперед в своем темпе.
*Принцип комфортности, обеспечивающий психофизиологическое состояние детей.
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ эмоции играют едва ли не самую важную роль в РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, создание для каждого РЕБЕНКА ситуации успеха, атмосферы доброжелательности, где все ДЕТИ, независимо от их способностей, “чувствуют себя дома”. Принцип комфортности является необходимой составляющей работы с ДЕТЬМИ, т.к. не выполнение этого требования отрицательно влияет на их здоровье и ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ .
*Принцип непрерывности, обеспечивающий преемственные связи между всеми ступенями ОБУЧЕНИЯ.
Важной особенностью данной программы является то, что она представляет собой органическую часть общего курса; обеспечивая непрерывность его на всех этапах.
В ШКОЛЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ занимаются два раза в неделю.
Проводятся занятия:
1.Математика
2.РТПС -развитие творческих способностей
3.Подготовка к обучению грамоте
4.Ознакомление с окружающим.
*Курс по формированию математических представлений основывается на решении следующих задач:
-формирование мотивации учения, ориентированной на формировании познавательных интересов;
-развитие образного мышления ( ощущение, восприятие, представление);
-увеличения объема памяти, внимания;
-развитие речи, умение обосновывать и высказывать свои суждения;
-воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
*Курс подготовки к обучению грамоте дошкольников, является начальным звеном непрерывного курса “Обучение грамоте — русский язык — литература” для 1 -11 классов, который создается в рамках образовательной программы «ШКОЛА – 2100».
Основным содержанием первого года обучения является развитие умения говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря РЕБЕНКА, развития грамматического строя его речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт РЕБЕНКА.
*Курс по ознакомлению с окружающим -знакомит ДЕТЕЙ с целостной картиной мира. ДЕТИ вовремя занятий учатся использовать полученные знания, выполняя творческие задания.
Жизненный опыт РЕБЕНКА еще невелик, он познает мир сравнивая его с собой. Таким образом, основная цель курса — познакомить РЕБЕНКА с целостной картинкой мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта. Основой занятий по окружающему миру является игра, т.к. для этого возраста игра — ведущая форма деятельности. В процессе игры ДЕТИ моделируют реальные и вымышленные события всозданном ими мире.
Учебный материал занятий вводится последовательно таким образом, чтобы у РЕБЕНКА формировалось представление о себе как о человеке, затем как о члене семьи, как о пассажире и пешеходе, покупателе, будущем представителе какой-то профессии. Одновременно у ДЕТЕЙ формируется представление о различных предметах, явлениях окружающего мира.
В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных заданий и упражнений, которые предлагают и групповую работу, и самостоятельное выполнение заданий.
Используя разнообразный дидактический материал, педагог РАЗВИВАЕТ у ДЕТЕЙ восприятие, память, внимание, мышление, речь. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей.
Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, является организация их самостоятельной поисковой деятельности. В силу этого учебный материал строится не в виде готовых заданий, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, “открытию”.
В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность ДЕТЕЙ, создают положительный эмоциональный настрой. Каждое занятие при тщательной подготовке его педагогом должно сохранять для ДЕТЕЙ элемент непредсказуемости, сюрприза новизны.
Все программы и методики, учебники, основанные на глубоком знании особенностей ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, широком использовании игровых методов и приемов, позволяют достичь максимальных успехов в формировании у ДЕТЕЙ умений и навыков, развитие творческих способностей.
Работа ШКОЛЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ регулируется следующими нормативными документами:
- Устав.
- Учебный план.
- Расписание занятий.
- Договор о сотрудничестве с родителями.