Поведение ребенка
Умение управлять своим поведением и планировать свои действия.
Мы продолжаем цикл статей: «Узнайте своего РЕБЕНКА». В данном случае рассмотрим основные критерии умения РЕБЕНКА от 1 года до 7 лет соблюдать общепринятые нормы и правила поведения.
Ребенок к 1 году:
- Пытается строить свои действия на основе образца при позитивной оценке и поддержке взрослого (собирает башенки из кубиков, пирамидки).
- Начинает проявлять стремление к независимости, протестовать против управления собой, отстаивать свою самостоятельность.
- Адекватно реагирует на вербальные запрещения и поощрения (слово приобретает регуляторную функцию).
Ребенок к 2 годам:
- Формируются соответствующие умения (мыть руки перед едой, использовать полотенце, есть самостоятельно) и усваиваются соответствующие правила поведения, однако навыки неустойчивы, несовершенны.
- Самостоятельно выполняет действия не только по предложению взрослого, но и по собственной инициативе.
- Начинает элементарно взаимодействовать с другими ДЕТЬМИ по поводу игрового материала или отдельных предметов.
Ребенок к 3 годам:
- Пытается сдерживать действия, неодобряемые сверстниками и взрослыми.
- Регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки.
- Стремится к самостоятельности при выполнении привлекательных или хорошо освоенных движений.
- Проявляет стремление к независимости, свободе (выбор материала, места, партнеров, длительности деятельности). К концу года проявляется позиция «Я сам».
Ребенок к 4 годам:
- Старается выполнять общепринятые правила поведения в коллективе, отрицательно реагирует на явное нарушение правил.
- Пытается управлять своим поведением: соотносит свои действия с правилами игры.
- Способен слушать музыкальное произведение, чтение книги в коллективе сверстников, не отвлекаясь, на протяжении 6-7 минут.
Ребенок к 5 годам:
- Старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил.
- Объединяется с ДЕТЬМИ для совместных игр, действует в соответствии с предложенными правилами.
- Способен слушать художественное произведение (книгу, музыкальное произведение, соответствующие возрастным возможностям восприятия), действовать в рамках значимой для него деятельности с устойчивым интересом не менее 10 минут.
Ребенок к 6 годам:
- Знает и соблюдает общепринятые нормы и правила поведения: в обществе, гигиенические, правила поведения в природе, соблюдает элементарные правила поведения во время приема пищи, правила безопасности. Выполняет игровые правила.
- Может оценить в соответствии с правилами свои поступки, поступки окружающих, отрицательно относится к нарушению общепринятых норм и правил поведения.
- Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сделать сначала, а что потом), а также описывать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что потом (позже).
- Способен сосредоточенно действовать не менее 15 минут.
Ребенок к 7 годам:
- Ведет себя в общественных местах, на улице, за столом, в природе, при взаимодействии с другими людьми преимущественно в соответствии с элементарными общепринятыми нормами и правилами, а не с сиюминутными желаниями и потребностями.
- Может оценить свои и чужие поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями о том, «Что такое хорошо, а что такое плохо», обращая внимание также на мотивы и намерения, а не только на последствия и результаты действий.
- Способен проговорить простейший алгоритм – после вопроса взрослого: «Как ты будешь выполнять это задание?».