Развитие ребенка в игровой деятельности 

РЕБЕНКУ исполнилось 2 года. В зарождающейся ИГРЕ идет процесс усвоения социальных норм и правил поведения. Игровое взаимодействие между ДЕТЬМИ происходит в основном на уровне «игры рядом».

С РАЗВИТИЕМ речи преодолевается зависимость РЕБЕНКА от конкретной ситуации, появляется возможность РАЗВИТИЯ замыслов. РАЗВИТИЕ речи дает возможность наименования и переименования предметов, на этой основе возможно появление символических игровых замещений, становление игровой деятельности.

Роль взрослого — это содействие к зарождению и развитию игры:

—  способствовать обыгрыванию доступных пониманию сюжетов из жизни, используя в сюжете отдельные игровые действия;
— поощрять перенос усвоенных игровых действий с одних игрушек на другие и выполняя их в разных ситуациях.

В процессе совершенствования ИГРЫ происходит РАЗВИТИЕ самого РЕБЕНКА,  расширение представлений об окружающем мире.

 

РЕБЕНКУ исполнилось 3 года. Роль взрослого — содействие в РАЗВИТИИ позиции «Я сам» и предоставлять возможность ее реализации; создавать условия для отражения в игре значимых для РЕБЕНКА действий, ситуаций, но недоступных пока для реализации в жизни (водить машину, готовить обед на плите).

Обогащать игровой опыт РЕБЕНКА новыми впечатлениями из окружающей жизни (шофер везет пассажиров в автобусе, грузы в машине; папа чинит стул, утюг; мама готовит обед, строитель строит дом). РАЗВИВАТЬ способность РЕБЕНКА по собственной инициативе и самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого.

Способствовать объединению РЕБЕНКОМ  игровых действий в простейший сюжет. Создавать условия для выбора и обыгрывания РЕБЕНКОМ роли. Содействовать освоению разных способов выполнения игровых действий: с образной игрушкой; с предметами-заместителями; с воображаемыми предметами; выраженные словом, жестами.

Поощрять РЕБЕНКА в выборе игрушек и предметов-заместителей для ИГРЫ (заместители: палочки, листья, шишки, ракушки). Поддерживать действия РЕБЕНКА,направленные на изображение персонажа (изображает, как плачет кукла, кукарекает петушок).

 

РЕБЕНКУ исполнилось 4 года. ИГРА становится более разнообразной и динамичной.

Игра — эксперимент:становление детской самостоятельности. Решение экспериментальной задачи ведет к проявлению инициативы РЕБЕНКА, он получает бесценный опыт самостоятельного решения задач (игровых, познавательных, художественных).

Роль взрослого — расширить кругозор РЕБЕНКА, создать условия для возникновения данных игр, во внимательном отношении к познавательным интересам ребенка.

 

РЕБЕНКУ исполнилось 5 лет. ИГРОВАЯ деятельность перерастает в сюжет, что говорит о расширении представлений РЕБЕНКА об окружающем.

В сюжетно-ролевых играх детей 5-го года жизни взрослый побуждает РЕБЕНКА  действовать в соответствии с определенной ролью. Ролевое поведение ДЕТЕЙ усложняется, они начинают строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги.

В сюжетно-ролевой игре у РЕБЕНКА  РАЗВИВАЮТСЯ речевые, игровые, творческие и коммуникативные умения.

В играх-экспериментированиях РЕБЕНОК  активно осваивает окружающий мир в процессе игры с природным материалом  и с другими детьми.

Режиссерская игра – одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, на какие социальные ценности ориентирован РЕБЕНОК, что его волнует, чем он интересуется. Эта игра чаще всего индивидуальна; РЕБЕНОК предпочитает, чтобы взрослый не наблюдал и не вмешивался в его игру. По ходу такой игры РРЕБЕНОК наделяет ролевым значением кукол, фигурки зверей, предметы-заместители и регулирует отношения действующих лиц как режиссер. Источником режиссерской ИГРЫ являются разнообразные детские впечатления, наблюдения, а также сюжеты сказок, фильмов или мультфильмов.

Режиссерские ИГРЫ всегда сопровождаются речью и к 5 годам появляются ролевые высказывания. Исполняя в игре разные роли, РЕБЕНОК озвучивает каждую роль по-разному – за автора, зайчика, волка, козу и т.д.

 

РЕБЕНКУ исполнилось 6 лет.ИГРА приобретает творческий характер. Игровые сюжеты становятся все более разнообразными, расширяется игровой опыт. ДЕТИ начинают творчески использовать в своих ИГРАХ различные представления об окружающей жизни, яркие впечатления о литературных произведениях, мультфильмах.

 Игры-экспериментирования имеют особое значение для РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста. Они предоставляют РЕБЕНКУ самостоятельность, возможность для самореализации,  сопровождаются удовольствием от познания.

Театрализованные игры влияют на РАЗВИТИЕ речи, ее выразительность, образность, культуру. Через ролевые высказывания РЕБЕНОК экспериментирует со словом, мимикой, жестом, движением.

В старшем дошкольном возрасте доступны для РАЗВИТИЯ организованной или самостоятельной игровой деятельности следующие виды театрализованных игр: игры-драматизации, кукольный театр, театр петрушек, настольный театр, театр масок, теней, театр марионеток, тростевой театр, пальчиковый, эстрадный, хореографический.

В компьютерных играх для дошкольников выделяются три вида задач: собственно игровая, дидактическая и управление компьютером.

Необходимо особо подчеркнуть, что содержание компьютерных игр оказывает влияние не только на познавательное РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, но также на его физическое и психическое здоровье. Поэтому нужно тщательно подбирать компьютерные игры, обращая особое внимание на то, чтобы они имели ОБУЧАЮЩУЮ и РАЗВИВАЮЩУЮ направленность; в них не было насилия и жестокости; изображение на экране было четким; смена кадров была не слишком быстрая.

Играя в компьютерные игры, способствует становлению произвольного внимания у РЕБЕНКА. Это означает начало овладения теоретическим мышлением: РЕБЕНОК начинает думать прежде, чем делать. Формирование основ теоретического мышления обеспечивает интеллектуальную подготовку к обучению в школе.

По ходу режиссерской игры РЕБЕНОК не берет на себя никакой роли, а наделяет ролевым значением кукол, фигурки зверей, предметы-заместители и разыгрывает их с участием сюжета, регулируя отношения действующих лиц как режиссер.

Сюжеты режиссерских игр ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста постепенно усложняются, становятся более разнообразными: увеличивается количество действующих лиц, усложняются их связи и отношения, выделяются главные и второстепенные герои, за которыми четко закрепляются определенные роли. В сюжет вплетаются знания, сведения, полученные ребенком на занятиях, его личные переживания, опыт совместных игр.

В режиссерской игре у детей развиваются актерские, режиссерские, оформительские, зрительские умения.

РЕБЕНКУ исполнилось 7 лет, у негопоявляется желание воплотить в ИГРЕ не только события реальной жизни, но и образы своего воображения, что способствует ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ личности.

Самостоятельные сюжетно -ролевые игры —ведущий вид деятельности, в процессе таких ИГР закладываются основы дружеских отношений и создаются благоприятные условия для их развития. Роль взрослого — сопровождение в случае возникновения спорных действий со стороны ДЕТЕЙ по отношению друг к другу.

В играх-экспериментированиях взрослый совершенствует знания ДЕТЕЙ об окружающем, способствует их быстрой мобилизации в процессе решения возникающих в игре задач, формирует новые знания благодаря действиям с предметами, материалами и игрушками.

В компьютерных играх роль взрослого в тщательном подборе компьютерной ИГРЫ, они должны иметь обучающую и развивающую направленность, не содержать элементов насилия и жестокости, при этом изображение на экране должно быть четким, а смена кадров не слишком быстрая.