СПОСОБНОСТЬ РЕБЕНКА  РЕШАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ

 

Мы продолжаем цикл статей: «Узнайте  своего РЕБЕНКА». В данном случае рассмотрим основные критерии об умении  РЕБЕНКА  от 1 года до 7 лет  в зависимости от ситуации принимать решения и выполнять действия  практического и психологического характера.

 

Ребенок к 1 году:

  1. Привлекает внимание взрослого  к заинтересовавшему объекту, показывает жестом, что ему нужно, куда его нести, что он хочет.
  2. Выполняет элементарные действия по просьбе взрослого (подать шапочку, принести игрушку).

 

Ребенок к 2 годам:

  1. Может продолжительное время (до 3-5 мин, иногда и дольше) заниматься увлекшей его задачей (выкладывание предметов в коробочку, рассматривание, обнаружение свойств и деятельность с новым предметом, набирание и высыпание песка, сосредоточенное катание туда-сюда машинки).
  2. Привлекает взрослого для выполнения нужных действий (не просто плачет, обнаруживая проблему, а дает взрослому понять, что именно ему требуется). Если взрослый не понимает сразу, использует разные средства для объяснения, добиваясь понимания и решения своей задачи.

 

Ребенок к 3 годам:

  1. Может достаточно долгое время (до 5 минут и дольше) сосредотачиваться на интересующем его занятии.
  2. Привлекает взрослого для решения задач, которые не может выполнить сам (достать игрушку, надеть курточку); в случае непонимания взрослым, что именно требуется, пытается объяснить это иначе.
  3. Может в зависимости от ситуации менять свои действия на пути  к достижению цели.

 

Ребенок к 4 годам:

  1. При возникновении интеллектуальных и личностных проблем стремится их разрешить самостоятельно, сохраняет положительный эмоциональный настрой, при затруднениях обращается за помощью.
  2. В ситуациях затруднения (адекватных возрасту) способен придумать новое правило или способ действий, изменить исходный замысел и воплотить его в рисунке, игре, постройке.
  3. Использует разные способы обследования предметов.
  4. Способен сравнивать предметы по разным признакам (цвет, форма, размер, материал).

 

Ребенок к 5 годам:

  1. Использует усвоенные знания и способы для решения несложных задач.
  2. Соотносит свои действия с заданными требованиями и планируемым результатом, находит и исправляет свои ошибки.
  3. В свободное время в рамках самостоятельной деятельности обращается к соответствующим возрасту играм интеллектуального характера (настольно-печатным, конструкторам, пазлам, мозаикам).
  4. Использует простые готовые схематические изображения для решения несложных задач, строит по схеме.

 

Ребенок к 6 годам:

  1. Решает интеллектуальные задачи с помощью наглядно-образных средств; способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, ориентироваться по плану.
  2. Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач; пытается аргументировать свою точку зрения.
  3. Умеет объяснять простейшие причинно-следственные связи, пытается рассуждать о последствиях при изменении тех или иных условий.

 

Ребенок к 7 годам:

  1. Может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач (проблем); в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
  2. Проявляет интерес, настойчивость и волевые усилия при решении познавательных задач; проявляет интерес к интеллектуальным играм как части досуга.
  3. Умеет применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием.